Франчайзинг: скорее да, чем нет!

Приведенная ниже статистика показывает нам, почему сейчас, возможно, самое лучшее время для покупки франшизы. В период экономической нестабильности начинать новый бизнес довольно рискованно. Однако выход на рынок с уже проверенной и отработанной бизнес-моделью и узнаваемым брендом может стать более надежным вариантом. Поэтому неудивительно, что после 2007 года наблюдается положительная и с каждым годом прогрессирующая динамика роста франчайзинговых точек.

В соответствии с прогнозом 2013 года от Международной ассоциации франчайзинга (IFA), с открытием более 10 000 заведений в 2012 году, мировая индустрия франчайзинга выросла на 1,5%. Международная ассоциация утверждает, что это увеличение, вернувшее отрасль на уровень 2009 года, продолжится во всем мире.

В России прирост количества франчайзинговых точек более стремительный. Эксперты портала Franshiza.ru фиксируют рост интереса инвесторов к франчайзингу как способу организации бизнеса на 25–30% за 2012 год и предрекают такие же темпы в 2013 году.

Во многом такой интерес подхлестнули новые для российского рынка банковские продукты по кредитованию этого вида бизнеса и внимание представителей власти к вопросу франчайзинга. Сбербанк в 2012 году запустил кредитный продукт «Бизнес-старт», который рассчитан на начинающих бизнесменов. В частности, из сегмента нижнего белья в Сбербанке по данной программе можно взять кредит на проекты «Парижанка», «Милабель», Mademoiselle de Paris. Финансовая группа «Лайф» предлагает программу софинансирования франчайзинговых предприятий. Предложения кредитования франчайзинга готовят еще несколько банков.

Резкий рост кредитования франшиз отражает продолжающийся рост популярности франчайзинга как возможности для инвесторов вложиться в собственный бизнес, но не самому по себе. Многие кредиторы часто рассматривают франчайзинг как проверенную, структурированную и масштабируемую бизнес-модель с более низкими рисками благодаря поддержке франчайзеров.

Однако, несмотря на то что спрос на кредитование франшиз увеличился на 5,7% за 2012 год, все еще будет ощущаться дефицит финансирования. IFA оценил этот дефицит в 9,7%, или $2,6 млрд, что может привести к тому, что 6400 франчайзинговых точек не будут открыты.

Власти некоторых регионов предлагают субсидии и невозвратные гранты на открытие франчайзинговых предприятий.

Прирост количества открывающихся франчайзинговых точек мог бы быть и больше, все предпосылки для этого есть, но развитие франчайзинга в России сейчас сдерживает отсутствие в регионах качественных торговых площадей и слишком высокие арендные ставки, которые растут непропорционально повышению посещаемости этих самых торговых площадей.

Большинство современных торговых центров отказываются работать с несетевыми проектами и обязательным условием входа в торговый комплекс ставят открытие концептуального магазина. В вопросе согласования условий аренды очень серьезную поддержку и оказывают франчайзеры. Получить льготную ставку аренды в торговом центре от лица крупной сети гораздо проще, чем независимо открывающемуся местному ИП. В этом состоит основное практическое преимущество российского франчайзинга в сфере розничной торговли.

Объем поддержки во франчайзинге

В идеале франчайзинговый пакет магазина нижнего белья укомплектован следующим образом:

1. Консультации в подборе площади, по условиям договора аренды и даже участие в переговорах с представителями ТЦ для получения лучшего места и условий для магазина сети.

2. Консультации в составлении бизнес-плана, расчета рентабельности.

3. Технологии и описание бизнес-процессов: бизнес-бук, бренд-бук.

4. Разработка дизайн-проекта магазина.

5. Расчет необходимого торгового оборудования, рекомендации по поставщикам оборудования.

6. Расчет ассортиментного наполнения и помощь в заказе.

7. Помощь в оформлении магазина и выкладке товара (мерчандайзинг).

8. Контроль и консультации при организации товарного и кассового учета.

9. Маркетинговая поддержка (рекламные материалы, листовки и макеты).

10. Обучение собственника, администратора и продавцов.

11. Выезд представителя компании-франчайзера на открытие магазина.

Кроме того, ответственный франчайзер возлагает на себя еще ряд функций, без которых нельзя представить работу сети:

- работа с дизайнерами;

- работа с производителями (если франчайзер сам таковым не является);

- организация логистики: работа с таможней (в случае импорта продукции);

- работа с ассортиментом и ценовой политикой;

- разработка маркетинговой политики сети (единый сайт, акции, листовки, пакеты, сувениры);

- разработка программы лояльности для покупателей;

- разработка и организация тренингов по продажам и ассортименту, собрания франчайзи.

Опасности системы

В отличие от собственного бизнеса покупка франшизы обычно оставляет гораздо меньше возможностей для быстрого выхода из дела. Поэтому цена ошибки здесь может быть довольно высокой. Вот несколько основных подводных камней, на которые стоит обратить внимание перед заключением сделки. Прежде всего они касаются юридической стороны вопроса.

1. В договоре неверно определены передаваемые права. Например, вскоре после покупки франшизы становится известно, что у компании-франчайзера не зарегистрирован товарный знак либо срок его действия вскоре заканчивается. Иногда выясняется, что по товарному знаку идет судебный спор. Необходимо перед покупкой франшизы проверить наличие и срок прав у франчайзера на Товарный знак. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован Товарный знак, и лицо, с которым заключается договор франчайзинга, должны совпадать.

2. Неправильная терминология. В договоре могут быть неверно обозначены (переведены) определения передаваемых прав. Это иногда случается с иностранными компаниями, выходящими на российский рынок, или мастер-франчайзи (компаниями, выкупившими право на продажу франшизы на территории страны). Они могут не знать особенностей нашего законодательства, например, того, что в нем есть понятие «товарный знак», но отсутствует юридическое понятие «торговая марка». Или франчайзер передает свое ноу-хау, а оно не оформлено как коммерческая тайна. То есть франчайзи платит деньги за ноу-хау, которое фактически находится в свободном доступе.

3. Франчайзер обещает большую поддержку, чем реально может обеспечить. Например, его производственные мощности отстают от роста сети. В результате вы покупаете франшизу торговой сети, а через какое-то время остаетесь без товара. Западные страны в свое время пережили волну франчайзинговых афер и усовершенствовали законодательство так, чтобы избежать их в будущем. Во многих государствах теперь законы направлены на то, чтобы франчайзи мог узнать положение дел франчайзера перед покупкой. Франчайзеры обязаны предоставлять структурированные отчеты о том, например, сколько франчайзи вышло из бизнеса и по каким причинам, о финансовых показателях сети. Все сделано для того, чтобы защитить франчайзи от покупки кота в мешке. У нас же законодательство пошло другим путем. Оно не обязывает франчайзера доказывать свою мощь и состоятельность.

4. Завышенные выплаты в рамках франчайзинговых отношений. Они увеличивают операционные затраты франчайзи и вместе с ними срок окупаемости проекта. Нужно понимать, какие выплаты предусмотрены данной франчайзинговой системой (паушальный платеж, роялти, рекламные отчисления и т. д.), и адекватны ли они оказываемой франчайзером помощи.

5. Кабальные условия выхода из договора – например, бесплатная переуступка прав по аренде помещения и выкуп действующего магазина по стоимости, определенной франчайзером. Нужно заранее выяснить, что франчайзер считает нарушением договора с вашей стороны, и определить процедуру того, как вы сможете покинуть бизнес, если у вас появятся на то причины. Конечно же, существуют и другие опасности франчайзинговых отношений, но так или иначе франчайзинг во всем мире признан одной из наиболее эффективных бизнес-конструкций. Важно заранее понимать подводные камни и на этапе первичных переговоров с франчайзером суметь отсечь неподходящие Вам проекты.

Несколько слов о портале Franshiza.ru/ Франшиза.рф. Это профессиональный ресурс о франчайзинге, предлагающий свежие новости, интересные факты, информацию о мероприятиях по франчайзингу, консультации экспертов, рейтинг франшиз, исследования рынка, библиотеку статей, истории успеха

Автор: Анна Рождественская, руководитель отдела продажи франшиз компании «ФРАНКОН», эксперт портала franshiza.ru

Источник: журнал «PROfashion-Модное белье» №62 ноябрь-декабрь 2013.

© www.modnoe.ru